Фигурное катание в цифровую эпоху. Взгляд через объектив

Сегодня наступила цифровая эпоха, которая, казалось бы, всех уравняла в искусстве фотографии, предоставив на выбор широчайший спектр объективов, фотокамер, фильтров, штативов — вопрос только в цене. Теперь любой обладатель крутой современной камеры может почувствовать себя настоящим фотографом без особого труда: достаточно внимательно прочитать инструкцию, задать параметры съемки (еще проще: поставить на автоматическую съемку) — и можно начинать. Парадокс, но теперь, когда буквально на телефон можно снять кино, искусство останавливать мгновение стало как никогда редким, потому что не каждый, у кого в руках камера и объектив, — художник, то есть фотограф. Мы привыкли видеть мир в движении, в его беспрерывном изменении — время все беспощадно переносит в прошлое. Фотограф смотрит на этот мир через объектив и видит его несколько иначе: в череде стремительно меняющихся событий он успевает остановить в кадре фотосъемки то, что мы даже не успеваем заметить. Он как будто проявляет повседневность, заставляет задуматься о том, что, собственно, ее наполняет. Пойманное мгновение создает нужный акцент, добавляет краски, детализирует нашу жизнь, показывает то, мимо чего мы проходим не вглядываясь.

Какой бы крутизны ни была камера, какие бы параметры настройки ни выставлял пользователь, в искусстве фотографии это мало что решает. Основной же «ингредиент» — это личность фотографа, его художественное видение и опыт. Можно провести эксперимент: поставить несколько фотографов в ряд снимать одну и ту же реальность, и, уверяю, фотографии получатся разные. Все потому, что каждый будет запечатлевать свою действительность, свою вселенную, а не ту объективную реальность, которая видна через фотокамеру. Снимая движущий ся объект, например спортсмена, каждый примет решение, на чем ему сфокусировать свое внимание: на красивой позе, на взгляде, на силовом исполнении элемента и т.п. Каждый найдет аспект, который будет именно для него представлять художественную ценность. Фотограф, глядя на происходящее, по сути, должен одновременно занять позицию режиссера и оператора, ведь слияние этих качеств делает фотографа профессиональным и востребованным специалистом. Опытность также является неоспоримым плюсом, защищающим от глупых ошибок, ведь опытный фотограф их уже когда-то сделал.

Понятие «фотограф» — универсально-обобщающее, а на деле эта профессия внутри делится на специализацию, которую люди выбирают сердцем или за них выбрали обстоятельства. Есть портретисты, гениально снимающие людей; есть натуралисты, которые могут лежать подолгу в засаде на сырой земле, выжидая амурского тигра или появления на свет птенцов черного аиста; есть пейзажисты, путешествующие в поиске удивительных ландшафтов на фоне рассвета или заката. Есть жанр репортажной съемки, когда фотограф находится в местах каких-то событий и его задача — дать полное представление о происходящем, не пропустить самое важное и интересное.

В череде событий

Спортивная фотография как никакая другая по своему жанру близка к репортажной съемке. Все признаки налицо — скорость и внезапность меняющихся событий без возможности их предугадать или повторить, без возможности их выстроить, как-то вмешаться в процесс, сделать постановочную композицию. Я нисколько не принижаю достоинств других жанров, там есть своя специфика, сложности, своя горечь, если упущен момент. Репортаж отличается от них большей возможностью собственного выбора объектов съемки в скоростной череде меняющихся событий. Например, если надо снять, как птенец вылупляется из яйца, то здесь может быть только один кадр, попадающий в событийную точку. В спортивной съемке событие имеет длительный временной промежуток, во время которого можно, упустив один момент, успеть поймать два других. Это делает репортажную съемку по-своему выигрышной, но в то же время сложной, поскольку если в сюжете с птенцом в ракурсе внимания одно событие, то здесь налицо цепь сменяющихся событий, требующих внимания и бдительности на протяжении всего промежутка времени. Спортивный репортаж — один из самых сложных видов съемки, ведь здесь нужно почувствовать и даже предугадать движение спортсмена, уловить его мимолетную эмоцию, выстроить композицию за считанные доли секунды. Скорость, терпение, реакция, внимательность и художественное видение — вот качества спортивного фотографа. В условиях репортажа фотограф может предполагать, как будут развиваться события, но до конца не может быть уверен, что они пойдут именно так, поэтому в живом процессе он отталкивается от реальности, которая перед нами разворачивается.

Когда фотограф снимает в условиях репортажа, у него задача — запечатлеть моменты, которые как можно полнее передадут атмосферу происходящего. Если же он работает под конкретное задание, то выполняет его. Правда, если у спортсмена на лице нет ни капли напряжения, то невозможно сделать снимки о том, как он тяжело и надсадно катается. Скажем, в плане сделать серию снимков о том, что какой-то известный фигурист, достаточно сдержанный в проявлении эмоций, на самом деле испытывает глубочайшие переживания и подвержен стрессу так же, как и простые смертные. Фотограф будет искать именно эти моменты во время выступления, а также за бортиком, причем скорее там, потому что, выйдя со льда, спортсмен снимает маску, дает волю чувствам, и самые бесценные кадры делаются там. Иногда бывает, что один взгляд тренера или спортсмена, брошенный перед прокатом или после него, может рассказать, как обстоят дела на самом деле: портретно-репортажная съемка порой дает уникальные кадры. Иногда случаются непредвиденные и неприятные ситуации, когда спортсмен получил травму или ему стало плохо, — в этом случае я перестаю снимать из этических соображений, считая, что личная жизнь должна остаться личной.

По обе стороны от борта

Профессионал никогда не будет пользоваться автоматическим режимом камеры (даже смешно предполагать), а только ручным, потому что условия съемки всегда требуют смены параметров. Начинающему фотографу даже не надо пытаться начинать снимать в автоматическом режиме: так опыт не наработаешь.

Работа фотографа трудная и физически достаточно тяжелая, и даже не столько потому, что вес фотокамеры десять, а иногда и более килограммов, сколько потому, что он работает в постоянном напряжении из-за погони за лучшим кадром, когда исключается возможность отвлечься, «пристреляться» или переиграть ситуацию, сказать: «Верните момент, у меня кадр не получился…» Невозможно простить себе ситуации, когда вроде бы все отснял, выключил камеру или даже зачехлил ее, а тут начинают происходить какие-то события, которые ты не успеваешь заснять. Потом мысль об этих пропущенных кадрах гложет и мучает тебя не один месяц.

Есть технические моменты, которые ограничивают потенциал фотографа, например четко определенная организаторами соревнований фотопозиция за бортом, с которой приходится снимать все и нет возможности переместиться на другое место, сменив ракурс. Эти ограничения по перемещению налагают свои требования на технические характеристики камеры и объектива: чтобы объем происходящего не проходил мимо, каждый фотограф мечтает иметь технику, позволяющую «стрелять» через весь лед или через огораживающие площадку стекла, чтобы не упустить какие-то интересные моменты. Если такой техники нет, то какой-то объем происходящего проходит мимо.

Когда зритель смотрит спортивные состязания, то для него важны процесс и конечный результат, для фотографа же важно каждое мгновение. Фоторепортер во время съемки должен набрать так называемый объем снимков, чтобы у него на пленке реальность была запечатлена как можно полнее. Профессионал это делает практически на автомате, для него это привычка, которая формируется в процессе практики. На соревнованиях фотограф работает с тем, что происходит по обе стороны борта: снимает фигуриста на льду, потом его вместе с тренером или родителями за бортиком, судей, думающих об оценке, — в любом случае ты из процесса не выпадаешь вообще, и за счет этого формируется нужный объем. Когда я выхожу снимать, то погружаюсь в этот процесс так, что не замечаю времени, — разминка за разминкой, спортсмен за спортсменом ты находишься в процессе от начала до конца. На каждом выступлении спортсмена ждешь от себя скорости реакции, внимательности; погружение настолько полное, что связь между спортсменом и фотоаппаратом не разрывается, пока соревнования не закончатся. Собственно, профессионал отличается от любителя не наличием навороченной камеры в руках, а видением этого объема в окружающей действительности, который как раз и заставляет его фотографировать. Любитель, как правило, этого не видит, он думает, что какие-то события не заслуживают внимания и опускает объектив.

Профессиональный фотограф, работающий на стадионе, эмоционально не должен быть втянут в происходящее на соревнованиях. Если обычный зритель может замереть и перестать дышать в какой-то острый момент, то фотограф должен не дрогнуть и продолжать снимать, несмотря ни на что. Он не должен выделять для себя победителей, делить спортсменов на сильных и слабых: для него все в равной степени представляет творческий интерес. Каждый спортсмен имеет свои особенности, свою манеру выступления, и это очень отчетливо можно проследить по фотографиям. Когда фигуристы работают с полной отдачей, раскрывают себя как сильную творческую личность, то для фотографа истинное удовольствие — поймать в кадр эти моменты полета.

Вершина айсберга

Фигурное катание — красивый вид спорта, и заложенная в нем эстетическая сторона делает его привлекательным для фотографов. Когда фигурист, опровергая законы физики, будто парит надо льдом, когда его скольжение непринужденно, скорость немыслима, движения свободны, а эмоции открыты, то практически каждый кадр становится шедевром. Однако фигурное катание — это прежде всего спорт, а легкость движения, широкая улыбка, красивый костюм — всего-навсего атрибуты этого серьезного и сложного вида. Фигуристы выучены держать лицо и катать программу до конца, даже если сил осталось меньше, чем у марафонца.

Несколько десятилетий назад была мода на постановочные кадры, когда фигуристы стояли в красивой позе не двигаясь. Однако красота — это лишь вершина айсберга, поэтому мне кажется несправедливым, что большинство снимков сделаны с этим акцентом, да и редакторы журналов и газет предпочитают не публиковать фотографии фигуристов с перекошенными от центробежной силы лицами во время прыжка или вращения. Благодаря такой плоской подаче фигурное катание для многих людей как будто не спорт вовсе, а лишь красивая картинка, хотя спортсмены также потеют, выкладываются, страдают. Профессиональный спортивный фотограф будет стараться показать этот вид спорта объемно, и именно такой подход будет интересным и правильным.

На мой взгляд, подобные кадры должны присутствовать в поле зрения, поскольку в любом спорте есть место напряжению сил, а все выглаживать и цензурировать под глянцевую эстетику просто некорректно. Во всем должна быть мера: если фигурное катание по своей специфике — визуальный вид спорта, это не значит, что фотографам запрещено показывать за всей этой красотой тяжелый труд, а за улыбками — умение держать под контролем эмоции. Если фотограф понимает, что за прекраснейшей эстетикой каждого жеста стоят труд, пот, в кровь стертые ноги, волнение, преодоление, это позволит ему сделать глубокие разноплановые фотографии.

Не только чемпионы

Кто-то может сказать, что возможно передать глубину образов в фотографии только в спорте высших достижений, но никак не на детских соревнованиях. Это заблуждение. Пусть юный спортсмен еще не полностью раскрылся, не все делает идеально, где-то ошибается или забывает об эмоциях, но сколько искренности в его детской непосредственности: в удивлении на выезде, что не упал с прыжка, в сосредоточенности при заходе на вращение, в радости, что программа откатана. Эти кадры по-своему интересны и трогательны, их художественная составляющая нисколько не меньше тех, где запечатлены чемпионы. Думаю, что многие родители покупают фотокамеру с мечтой сделать фотографии собственного ребенка-спортсмена на уровне лучших образцов фотоискусства. Многих вдохновляет известный афоризм, что в кадре на фото- и кинопленке лучше всего получаются дети. Спорить не буду, однако афоризм ничего не говорит о том, что эти фотографии делал родитель. Лично я во время соревнований не стал бы этого делать, а попросил кого-нибудь другого, потому что лучше пережить этот момент вместе с ребенком, оказать ему полную эмоциональную поддержку, чем разрываться в попытке сделать «лучшие кадры жизни». Если же родители непременно хотят фотографировать своих детей самостоятельно, то им следует просто внимательно читать инструкцию к камере и дальше опытным путем наращивать мастерство. Я знаю фотографов, которые сами родители, но они своих детей не фотографируют, понимая, что не смогут остаться объективными. В отношениях между родителями и детьми всегда присутствует тонкая психология сложившихся отношений, которые обязательно будут влиять на процесс фотографирования.

Я много лет профессионально занимаюсь съемкой детских соревнований и имею опыт наблюдений, которые позволяют мне утверждать следующее. Дело в том, что взрослые и дети по-разному относятся к своим изображениям. Когда взрослые на себя смотрят, у них есть определенное представление о том, как они должны выглядеть, поэтому каждое свое изображение они оценивают исходя из своих стереотипов, им не хочется на фотографиях видеть естественное проявление себя в жизни. У ребенка же эти рамки в принципе отсутствуют: дети в подавляющем большинстве воспринимают себя адекватно, и самая обыденная фотография у них вызывает восхищение и радость, потому что у них пока нет критериев, плохой это снимок или хороший. Родители (они же взрослые) когда смотрят на снимки ребенка, то чаще всего хотят подогнать их под тот образ, который сложился в их голове, они подчас пытаются увидеть на фотографии не ребенка, а какое-то подобие того, что они привыкли видеть в глянцевых журналах, на телевидении, в Интернете и так далее. Однако простая логика говорит, что так не должно быть: ребенок в данный непосредственный момент проявляет себя как личность, а не как фотомодель.

Приведу один пример из своей практики. Я работал на соревнованиях и сделал снимок: девочка стоит в красивой стартовой позе, широко улыбается и видно, что у нее нет одного зуба. На мой взгляд, это была очень хорошая фотография, она приковывала взгляд, но родители отнеслись критично: «Вот она улыбается, а зуба нет… Нет, не хочу». Я объясняю: «Вы поймите, это сейчас нет зуба, а пройдет 5-10 лет, и вы на эту фотографию будете смотреть с умилением». Нет, не переубедил. Потом прошло какое-то время, эти люди вернулись и сказали: «Да, действительно, эта фотография очень ценна для нас, мы поняли, что в ней заложена история и у нас должна быть память об этом моменте».

В заключение хочу сказать, что через объектив иногда многое видится не так, как в жизни. Например, фигуристы на фотографиях почему-то всегда выглядят чуть взрослее и красивее. Возможно, потому, что фигурное катание как спорт дает силу и уверенность, а как искусство делает людей прекраснее.

Иван Михайлик, генеральный директор ООО «Студия-38»

 

Оставить комментарий